Организация отдыха и оздоровления детей. Аналитика ЛДПР

В среду, 2 октября, эта тема будет обсуждаться в Госдуме в рамках Правительственного часа. В министерстве просвещения РФ создана рабочая группа, которая формирует план мероприятий по реализации «Основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей». В 2017 году такой документ был принят Правительством РФ, в котором были определены цели и задачи (их более 30), основные принципы (их 8) и механизмы реализации (их 20). Документ, безусловно, важный и нужный, но носит очень общий характер.

В нем нет конкретных исполнителей, сроков, все положения носят качественный, пожелательный характер, нет расчетов финансового обеспечения создания необходимой инфраструктуры для максимального охвата детей с целью полноценного их отдыха и оздоровления.

На правительственном часе предполагается обсудить основные проблемы, конкретизировать вопросы взаимодействия министерств просвещения, труда, здравоохранения, которые связаны с отдыхом и оздоровлением детей. Целесообразно, чтобы этим, крайне важным социальным вопросом   занималась правительственная комиссия, а не отдельные ведомства, у каждого из которых свои задачи, свои зоны ответственности.

Для эффективного решения любой крупной проблемы нужен конкретный исполнитель с четким определением полномочий, ответственности, который располагает материальными и финансовыми ресурсами. Сам по себе рынок мало что здесь отрегулирует. Предпринимателям, которые будут строить, реконструировать детские лагеря, базы отдыха, обеспечивать их обслуживание, питание, нужна окупаемость их затрат и прибыль для развития. Поэтому основная роль здесь принадлежит федеральным и региональным органам государственной власти.

Совет Госдумы уже рекомендовал правительству разработать стратегию развития системы отдыха и оздоровления детей до 2030 года и на перспективу до 2036 года. В этой стратегии, на наш взгляд, должны быть решены следующие вопросы:

- создание единой структуры управления и контроля в сфере отдыха и оздоровления детей, которая включает федеральный, региональные, муниципальные уровни власти, что позволит устранить разрозненность и, нередко, бессистемность регулирования мероприятий в этой области;

- доступность путевок для всех семей с детьми, а для многодетных семей сделать их бесплатными;

- провести детальный анализ современного состояния детских лагерей, туристических баз всех регионов страны с учетом их износа, санитарной и пожарной безопасности;

- включение в федеральные и региональные инвестиционные программы строительство и модернизацию детских лагерей для обеспечения потребности в них по всем регионам страны;

- увеличить материальное стимулирование педагогов, медицинских работников, вожатых для работы в детских лагерях;

- привлечь к работе по организации отдыха и оздоровления детей Министерство спорта, Министерство культуры, МВД и соответствующие региональные ведомства с тем, чтобы отдых детей был полезным, разнообразным, интересным и безопасным.

Конечно, разного рода стратегии и концепции нужны. Но следует обращать внимание на выполнение уже существующих официальных документов с тем, чтобы сроки не нарушались, а виновные привлекались к административной или уголовной ответственности. Так, сегодня действует национальный стандарт «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления», который предписывает такие направления:

- охрана и укрепление здоровья;

- профилактика заболеваний;

- занятия физической культурой, спортом и туризмом;

- формирование навыков здорового образа жизни;

- соблюдения режима и качества питания;

- развитие творческого потенциала детей.

Достаточно с помощью этих несложных критериев провести оценку отдыха и оздоровления детей по регионам страны – с помощью мониторинга, опросов, выборочных проверок, чтобы составить картину того, что реально происходит в данной сфере. Стратегии, документы нужны, но проще и целесообразнее не изобретать что-то новое, забывая о старом, проверенном, а просто конкретизировать существующие стандарты и нормативы, и своевременно их обновлять. Вот поэтому ЛДПР считает, что в каждой сфере должны работать профессионалы, хорошо знающие прошлое и умеющие его актуализировать применительно к сегодняшнему дню.

Несколько статистических данных. В России сегодня проживает более 30 миллионов детей и подростков до 18 лет. Это более 22-х процентов населения. В 2010-м году эта доля была несколько меньше – 21 процент. На увеличение числа детей повлиял рост рождаемости в 2012-2017 годах. Сегодня складывается обратная ситуация – рождаемость снижается, в основном, из-за того, что в детородный возраст вступили женщины, родившиеся в 1990-е и в начале 2000-х годов, когда рождаемость была очень низкой.

Число заболеваний у детей в возрасте до 14 лет выросло с 38 миллионов в 2000-м году, 41 миллиона в 2010 году до 45 миллионов в 2023 году. Это число заболевших детей с диагнозом, установленным впервые в жизни. Более 60 процентов заболеваний связано с органами дыхания, ОРВИ и подобное. Это означает, что надо укреплять иммунитет у детей, закаливать их и создавать необходимую инфраструктуру по всем регионам страны. Этому как раз будет способствовать лучшая организация отдыха и оздоровления детей. На Правительственном часе в Госдуме предполагается принять конкретные решения, включая и предложения ЛДПР по данному вопросу.

 

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020