Обновленное Правительство приступило к своей деятельности. Впереди масштабные работы по реализации государственных программ, национальных проектов, обеспечению быстрого роста экономики, укреплению оборонного комплекса и решению задач СВО. Ключевым звеном по разработке экономической политики является Министерство экономического развития.
Выделяются такие направления: стратегическое планирование, региональное развитие, внешнеэкономическая деятельность, инвестиционная деятельность, государственное управление, технологическое развитие.
Очень широкий охват. Очевидно, в силу такого комплекса проблем министр экономики у нас должен быть также на уровне первого заместителя Председателя правительства. А сейчас любую инициативу министерства экономического развития надо согласовывать с другими министерствами, которые заняты своими отраслевыми вопросами. Вместо задающей роли- подчинение частным, конъюнктурным вопросам. Отсюда – пропадает стратегическое видение развития страны. Поэтому и нет пока ведущей роли министерства в формировании долгосрочной экономической политики. Тактика довлеет над стратегией. Поэтому и со Стратегией «2020» далеко не все получилось.
Сегодня обновлена Стратегия «2030», по ряду отраслей она продлена и до 2035 года, но там предусматривается среднегодовой рост экономики на уровне 3,5%, а Банк России рассчитывает и того меньше. Многолетняя борьба с инфляцией за счёт роста ключевой ставки не даёт предприятиям доступных кредитов, отсюда и недостаточный экономический рост. Объединение «Ростех», являющееся основным производителем военной техники, имеет рентабельность менее 3%, а ключевая ставка сегодня 16%. Развитие может идти в основном за счёт бюджетных средств, а он не безграничен. Практически по всем обрабатывающим секторам экономики рентабельность производства ниже процентов за кредит, поэтому на быстрый долгосрочный рост экономики накладывается денежное ограничение. В стратегических документах министерства экономического развития решение этой проблемы пока не предусматривается.
При разработке стратегий обычно опираются на Высшую школу экономики, которая транслировало то, что рекомендуют Мировой банк и МВФ. До недавнего времени была и такая рекомендация: «смягчить политику импортозамещения и снизить ввозные пошлины». На примере самолетостроения мы видим к чему это приводит. Так что, надо опираться на более широкий круг ученых- экономистов: Академия наук, МГУ и другие ведущие вузы. У партий тоже есть свои аналитические центры, занимающиеся экономическим анализом и прогнозом. К ним тоже следовало бы прислушиваться.
При министерстве экономического развития есть общественный совет, куда по положению о Совете входят руководители общественных и коммерческих организаций. А вот представителей парламентских партий там нет. Это серьезно бы оживило работу Совета.
Для малого бизнеса вводят отсрочки по возврату кредитов. Но обычно только на несколько месяцев. А надо бы на один-два года. Банки за прошлый год получили прибыль более 3 триллионов рублей. Живут безбедно на свои проценты, пусть больше помогают малым предприятиям. А то постоянно стараются перекладывать на бюджет льготы и меры поддержки для малого и среднего предпринимательства.
Есть национальный проект «Производительность труда», за который отвечает также и министерство экономического развития. Но опять здесь больше бумажной работы, отчетов по созданию региональных центров, которые занимаются отдельными предприятиями. А мы ведь серьезно отстаем по уровню производительности труда от ведущих стран. Нужны более быстрые структурные изменения в экономике в пользу всех отраслей машиностроения, легкой, пищевой промышленности, сельского хозяйства, то есть в пользу не добывающих, а обрабатывающих отраслей. Только тогда понадобится качественное образование (сейчас треть выпускников вузов работает не по специальности) и наука. Пойдет опережающее развитие, повысится производительность труда и уровень жизни. Манёвр этот сегодня реализуется, но его надо подкреплять модернизацией научно-технической базы всех секторов экономики. Как пример — семена сахарной свёклы, подсолнечника, капусты и многих других сельхозкультур до сих пор на 60-70% завозим по импорту, включая недружественные страны. Пока эти семена не включены в санкционные списки, но у западной агрессии нет пределов. Быстрее надо восстанавливать свои селекционные станции и создавать здесь совместные предприятия с Китаем, Индией, Бразилией, насыщать научно-техническое взаимодействие со странами БРИКС конкретными проектами.
Малому и среднему предпринимательству надо уделять сегодня особое внимание. А это занятость. Это перспективы для молодежи. Это также политическая и социальная задача. Увлечь надо молодежь. А когда она занята, увлечена, она трудится и для себя, и для блага страны. Обычно приводят данные: у нас в стране малый бизнес – это 20%, а вот в Европе и США – это более половины экономики. Забывают одно – там большая часть малого бизнеса создана вокруг крупных компаний (отдельные детали, отдельные операции, маркетинг, сбыт, научные лаборатории, технологические и конструкторские, дизайнерские бюро). Крупное и малое в едином организме.
В малом бизнесе есть предел насыщения – нельзя через каждые сто метров поставить магазинчики, кафе, аптеки, ремонтные мастерские. В каждом регионе должно быть несколько десятков крупных предприятий (пищевые, машиностроительные, легкой промышленности) и вокруг них – малое и среднее предпринимательство. Тогда и развитие быстрее пойдет. Только обрабатывающие производства решат эту проблему и проблему структурной занятости населения.
На Дальнем Востоке созданы и развиваются «Территории опережающего развития» (ТОРы). Надо бы там отработать схемы взаимодействия крупного и малого предпринимательства. Строится, например, предприятие и сразу определяются малые предприятия, которые будут делать для него какие-то комплектующие, оказывать услуги по сбыту и т.д. При этом – обеспечение занятости местного населения и вновь приезжающих. Почему не всегда эффективны «свободные экономические зоны», всякие «туристско-рекреационные зоны»? Потому что не было сочетания крупного и малого предпринимательства. Налоги надо снижать для тех, кто что-то полезное производит, а не для посредников и торговых сетей.
Помощь малому бизнесу должна быть целенаправленной, чтобы малые компании превращались в средние. Кстати, становой хребет экономики Германии до последнего времени – средние предприятия (как в обществе должен быть многочисленный средний класс, чтобы оно было устойчивым). Не просто обучать начинающих предпринимателей азам бухучета и менеджмента, а «вести» из малых в средние наиболее способных. Во всех региональных отраслевых министерствах должны быть сотрудники, отвечающие за устойчивое развитие малых «производящих» предприятий в регионе.
Приоритеты развития России определены сейчас по государственным программам, национальным проектам. Цели обозначены и для их достижения нужны новые механизмы – долгосрочное планирование, доступные кредиты, гармоничное развитие крупных и малых предприятий в регионах страны, более централизованная и жесткая политика по расходованию бюджетов и во внешнеэкономической сфере с учётом опережающего импортозамещения. Позитивные процессы в стране набирают обороты, депутаты и активисты ЛДПР поддерживают их, вносят свою лепту в законотворческой, практической работе с тем, чтобы быстрее развивалась экономика в регионах страны, повышался уровень жизни всего населения России.
М.Н. Сидоров