Необходимо улучшить налоговую и финансовую систему в стране

В Госдуме рассматриваются поправки в Налоговый кодекс. Одна из таких – это введение налога на сверхприбыль для сырьевых компаний. Налог предлагается рассчитывать, как разницу между прибылью за два предшествующих года и за два года до этого. Поясним, из суммарной прибыли за 2022-2023 годы будет вычитаться суммарная прибыль за 2020-2021 годы. Разница пойдет в бюджет. Такой налог в 2023 году составит 300 млрд. рублей. Эти средства пойдут на социальные программы, а также на инфраструктурные проекты, включая и новые регионы.

Надо вспомнить в этой связи и о «чрезвычайном» налоге, о котором неоднократно говорил Владимир Жириновский. Такой налог нужен для того, чтобы закрыть исторические долги за приватизацию 1990-х годов, когда многие нефтяные, металлургические и горнодобывающие компании были приватизированы за суммы гораздо меньшие, чем их реальная стоимость.

В последнее время часто дискутируют о справедливости, но ее надо подтверждать экономическими решениями. Те, кто получил крупные высоко прибыльные предприятия по «смешным» ценам имеют не только моральные, но и материальные обязательства перед бюджетом, тем более сегодня, когда он складывается с существенным дефицитом. И это не позволяет быстро решать социальные вопросы, связанные с повышением зарплаты, пенсий, строительством социального жилья и т.д.

Поэтому речь должна идти не только о разовом налоге на сверхприбыль, а о возмещении разницы между стоимостью, по которой приобретались крупные компании, и их реальной ценой. Речь идет о многих миллиардах, которые в течение ряда лет могли бы пополнить бюджет, снять моральную нагрузку с честных и ответственных предпринимателей и позволить решить неотложные экономические проблемы в это непростое время для страны. При этом правда надо учесть, что из более, чем ста российских миллиардеров почти половина имеют также и иностранное гражданство.

ЛДПР много раз предлагала введение прогрессивной шкалы налогообложения, то есть, когда налоговая ставка увеличивается по мере роста доходов. Такая шкала налогообложения принята в большинстве стран, включая и дружественные страны. Пока обошлись полумерами. Была введена ставка 15 процентов с доходов более 400 000 рублей в месяц. А вот, например, сделать ставку хотя бы 20 процентов с таких доходов и 30 процентов с дохода в миллион рублей – похожих решений нет. Мы выступили недавно с законодательной инициативой о том, что с зарплаты до 30 000 рублей подоходный налог вообще не применять.

То ли опять «богатые плачут», то ли как утверждают некоторые ответственные лица, не удастся собрать эти налоги, потому что предприниматели станут разными способами «прятать» свои доходы. Кроме недоумения это ничего не может вызвать. Неужели до сих пор в стране сохраняется непрозрачность финансовых потоков, которыми управляют состоятельные люди.  Ведь давно пора навести порядок и сделать точную статистику не только доходов, но и расходов как для государственных служащих, так и для крупных бизнесменов.

Есть еще один вид налога на доходы прежде всего тех людей, где этих доходов хватает в основном на питание, оплату ЖКХ и удовлетворение еще некоторых потребностей. Речь о пенсионерах, которых у нас 42 миллиона человек и тех. кто получает меньше прожиточного минимума, а это еще порядка 15 миллионов человек. Дело не в том, чтобы в условиях СВО вторить нашим недоброжелателям и повторять мантры о проблемах, решение которых необходимо.

Речь идет о лучшем понимании так называемого «инфляционного» налога, когда индексация пенсий и зарплат не успевает за ростом цен на продовольственные товары, услуги ЖКХ, транспорт. Инфляцию статистика определяет и по промышленным товарам, а на них цены растут медленнее, чем на хлеб, молоко, мясо, сыры и другие продовольственные товары.

Не справляется Центробанк с инфляцией, хотя уже много лет неустанно «борется» с ней. Рубль сегодня опять стал слабеть по отношению к доллару и юаню. Значит, на валютном рынке наметился их недостаток. Но по-прежнему экспортеры могут оставлять валюту за рубежом. В ближайшее время импорт станет дороже, а это, по всей вероятности, приведет к увеличению внутренних цен на импортируемые товары. По Конституции Центробанк должен обеспечивать стабильность национальной валюты, то есть рубля. Не получается на протяжении уже десятилетий. Менять поэтому надо модель управления кредитами и финансами. Поставить под контроль и ключевую ставку, и вывоз капитала из страны, и курс рубля по отношению к иностранным валютам. В свое время это сделал В. Геращенко, возглавив Центробанк в 1999 году. Но поработал он недолго, сторонники свободной, то есть недостаточно управляемой экономики, одержали верх.

Напомню, в марте 2022 года ввели ограничения на вывод валюты из страны. А почему сейчас это не делается, когда курс рубля начал быстро снижаться? Возможна заинтересованность в уменьшении дефицита бюджета, а также можно предположить, что не хотят ограничить свободу валютных игроков наживаться на продаже валюты, а затем при укреплении рубля запасаться долларами, евро и юанями, чтобы на следующей волне свободной купли- продажи валюты вновь увеличивать свои доходы. Эти доходы ограниченного круга валютных игроков также можно определить, как дополнительный налог на доходы всех остальных граждан. Пустоты не бывает ни в природе, ни в экономике. Если у кого-то прибывает, то у других уменьшается.

Пора не только вводить налог на сверхприбыль, но и менять финансово-кредитную и валютную политику. Это необходимо для успешного решения задач, которые стоят сегодня перед страной.

 

М.Н. Сидоров

Фото: itcrumbs.ru

@smilemakc © 2020