Счетная палата: от бухгалтерии к анализу эффективности расходов

В Госдуму поступил отчет о работе Счетной палаты в 2022 году. Отчет солидный, более, чем на четырёхстах страницах, он раскрывает все основные направления деятельности Счетной палаты по контролю за использованием бюджетных средств в отраслях экономики и в социальной сфере. По итогам проверок в 2022 году было выявлено 4,5 тысячи нарушений и недостатков на общую сумму 885,6 млрд. рублей. Наибольшая доля приходится на нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету. Счетная палата сосредотачивается в основном на проверке правильного ведения бухгалтерской и финансовой отчетности, но нет анализа взаимосвязи между затратами и результатами. Бюджетные средства выделяются по всем расходным статьям, начиная от государственного управления и заканчивая отраслями социальной сферы.

Но вот каковы результаты в развитии отраслей экономики, в улучшении систем здравоохранения, образования от того, что были выделены и использованы бюджетные средства – ответа нет. Или, например, в течение года Правительство направляет десятки миллиардов то на поддержку автомобилестроения, то на развитие фармацевтических компаний и по многим другим направлениям. А вот как эти средства и с какой эффективностью использовались, насколько вырос автомобильный парк, какие лекарственные препараты были созданы и в каком количестве — также нет ответа.

Положение о Счетной палате, как и многое другое, в свое время были списаны у «цивилизованных стран» — теперь наших противников. Следовало бы вернуться и к Положению о Счетной палате, и к закону о Центробанке с учетом новой реальности и укрепления финансового суверенитета страны. За истекший период 2023 года в бюджете образовался серьезный дефицит. Поэтому главным вопросом сейчас является – эффективное использование выделяемых средств, чтобы все расходы подкреплялись приращением результатов.

Или вот, например, как относится Счетная палата к пополнению доходов бюджета за счет девальвации рубля? Во втором квартале 2022 года Центробанк и Минфин приняли решение о том, чтобы все наши экспортеры могли оставлять валютную выручку в иностранных банках. Импорт резко снизился из-за санкций, и в страну стало приходить «слишком много валюты», рубль укреплялся, вследствие чего происходил недобор доходов бюджета. И вот вместо того, чтобы сформировать специальный валютный фонд в стране для закупки всего нам необходимого в дружественных нам странах, направить средства на строительство и модернизацию предприятий, приняли решение о том, что валюту от экспорта можно оставлять в иностранных банках. При этом возможен, во-первых, риск «заморозки» или изъятия средств, во-вторых никакой заботы о развитии промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта со стороны наших финансовых властей. Неплохо было бы получить предложения Счетной палаты по поводу такого источника дополнительных доходов бюджета в виде девальвации рубля, что также ведет к росту внутренних цен на импортные товары.

В 2022 году по отношению у двум предыдущим годам снизилось количество экспертно-аналитических мероприятий (2022 – 27; 2021 – 34; 2020 – 46). Сегодня, напротив, необходимо активизировать аналитическую работу, обобщать факты и готовить больше предложений по повышению эффективности бюджетных расходов, включая более четкое определение приоритетов развития экономики в рамках стратегического аудита.

Необходимо расширить совместную экспертно-аналитическую работу Счетной палаты с контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований. В 2022 году было проведено только 10 такого рода мероприятий. В предыдущие годы картина была аналогичной.  В сегодняшних условиях нужна более целенаправленная и эффективная совместная работа по выявлению причин невыполнения федеральных и региональных программ экономического развития, анализа фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Наблюдается значительное несоответствие между выявленными нарушениями в использовании бюджетных средств в 2022 году на сумму 885,6 миллиардов рублей и суммой возврата средств в бюджеты всех уровней бюджетной системы – 8.85 миллиардов рублей. В 2020 и 2021 годах была еще более существенная разница между этими показателями.  Счетной палате совместно с органами внутренних дел и прокуратурой следует проводить более эффективную и целенаправленную работу по устранению указанных нарушений и возвращению в бюджеты средств, использованных нецелевым образом.

В современных условиях необходимо повышение персональной ответственности за нарушения в использовании бюджетных средств. Меры, которые сегодня применяются, явно недостаточны. Так. сумма наложенных штрафов в отношении должностных и юридических лиц по делам об административных правонарушениях, возбужденных инспекторами Счетной палаты в 2022 году составила 863,78 тысяч рублей, в 2021 году – 681,5 тысяч рублей. На фоне потерь бюджетов от нецелевого использования бюджетных средств в сотни миллиардов рублей – это незначительные суммы. Из 182 должностных лиц, виновных в нарушении бюджетного законодательства в 2022 году было уволено только 13 человек. Необходимо инспекторам Счетной палаты предоставить более действенные рычаги управления, включая увеличение размеров штрафов, для уменьшения бюджетных потерь.

Нужен анализ и контроль окупаемости многомиллиардных инвестиционных проектов, которые осуществляют крупные компании с государственным участием. В настоящее время и «Газпром», и «Роснефть» и другие компании имеют крупные и внешние, и внутренние долги по предоставленным им кредитам.

В настоящее время деятельность банков практически обособлена от бюджетной политики государства. Но к дефициту бюджета приводят также и банки, выводя деньги из страны, используя лжебанкротство после выдачи кредитов и другие теневые механизмы. Банковский надзор сегодня недостаточен. Надо расширить полномочия Счетной палаты, дать ей дополнительные штаты, чтобы она контролировала деятельность банков с государственным участием – каким образом они расходуют денежные средства с целью роста экономики и повышения благосостояния граждан. Проценты за кредит сегодня выше рентабельности (отношение прибыли к затратам) машиностроения и других обрабатывающих отраслей экономики. Бюджетная и финансово-кредитная политика должны быть чётко скоординированы с целью роста экономики и повышения доходов граждан.         

Проверки Счетной палаты – это всегда риск для аудиторов и сотрудников. Существует угроза жизни и здоровью для них самих и членов их семей. Они должны быть под охраной ФСО. Люди есть люди. Вскрыл, допустим, сотрудник Счетной палаты злоупотребления на миллиарды рублей, а ему тут же или «заманчивое предложение», от которого он не может отказаться, или реальная угроза. Думаю, это одна из причин коррупции в стране. Боятся ведь и суды, и сотрудники МВД. Смотрите, из двух сотен представлений Счетной палаты в правоохранительные органы о злоупотреблениях с бюджетными деньгами только несколько дел доходят до судов, и преступники получают сроки, часто условные. Теперь посмотрите, на каких автомобилях передвигаются и в каких домах живут многие «борцы с коррупцией» из прокуратуры, судов, отделов по борьбе с экономическими преступлениями. Вот что надо взять под жесткий государственный контроль.

 

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020