День российского студенчества отмечается 25 января, но поддерживать студентов нужно весь год. В условиях санкционной войны Запада против России систему образования следует оценивать с позиции национальной безопасности страны. И вовне и внутри есть силы, которые хотели бы ослабить страну, подчинить ее развитие так называемому «свободному» мировому рынку, где властвуют несколько государств и определённое число транснациональных компаний, преследующих свои собственные эгоистические интересы и цели. Главные из этих целей — ослабление конкурентов с помощью управляемых валютных, фондовых и кредитных рынков, а также военных угроз и вмешательств. Выиграют те страны, которые создадут лучшие системы образования, готовящих высококвалифицированных специалистов и управленцев, способных также понимать и оценивать ситуацию в стране и в мире.
Ключевым вопросом также является следующий: какова роль высшего образования в повышении благосостояния граждан. Собственно, это не вопрос, это уже ответ. Чем больше образованных граждан, тем умнее общество, а если оно умнее, то лучше понимает, как надо развивать страну, чтобы уровень жизни повышался.
Но у нас, как обычно, парадокс. Каждый третий занятый имеет высшее образование и без малого половина имеет среднее и среднее профессиональное образование. То есть, почти 80% занятых — это высокообразованные люди. А по уровню жизни мы далеко не в первой десятке стран.
И вот тут надо разобраться, особенно сегодня, когда Россию вновь испытывают на прочность вчерашние наши партнёры. Обилие ресурсов, воды, леса, нефти, золота, образованное население, но много бедных люди с доходами менее 20 тысяч рублей в месяц. Только 10% населения имеют высокие доходы. Остальные живут от зарплаты до зарплаты и со страхом увольнения. В чем причина такого явления — не то образование, низкое его качество, не востребованность людей с образованием, не по тем специальностям готовили?
Главная причина — в подготовке управленческих кадров с соответствующим образованием и опытом, в кадровой политике в целом, когда наверх проходили то партийные функционеры, то «рыночники» без соответствующего опыта и образования. Управление — самое слабое звено в стране на протяжении многих десятилетий. Более 70 лет было жесткое планирование, развивались, но сковали инициативу, вытравили дух предпринимательства, инициативы. Экономисты «обсчитывали» планы, выполняли роль сметчиков, бухгалтеров.
После 1991 года – «гуляй-поле». Разрушители, а не созидатели пришли к власти. Экономическая политика и система образования свелись к законам дикого рынка. Забыли отечественные учебники по экономике, а там было много стоящего, чего не знали партийные функционеры, управлявшие экономикой. Перевели западные экономические учебники и стали готовить «рыночников-управленцев». Напрочь забыли о предыдущем опыте и о том, что Россия – не Гондурас, ее масштабы и история требуют умного сочетания государственного регулирования и свободы предпринимательства. А ум оттачивает хорошее образование.
Поэтому к вузам сегодня большие требования. Но до сих пор многие они идут вслед за Высшей школой экономики, где бывший ректор Кузьминов на деньги Мирового банка расписал, как нам надо строить высшее образование и по каким экономическим учебникам обучать наших будущих экономистов. Сегодня ситуация меняется, но недостаточно быстро как того требуют внутренние и внешние обстоятельства.
Надо просто понять, чем больше занимаешься своей страной, своей экономикой, своим — пригодным для развития России образованием, и не оглядываешься на «цивилизованный Запад», тем лучше результаты, тем больше уважения.
Хочу напомнить слова бывшего заместителя министра финансов США Пола Робертса: «Если Россия хочет выжить, Путин обязан защитить ее от западных экономических институтов и обученных на Западе неолибералов». Вот такой рекомендации нам бы надо последовать.
И не надо дело сводить только к подготовке дистанционного обучения. Этим нельзя увлекаться – полноценное образование, воспитание и развитие молодого человека может быть только «классическим»: лекции, семинары, практические занятия, физкультура, кружки по интересам. Преобладание дистанционного обучения – это снижение качества образования. Дешевле, но результат хуже.
В сегодняшних условиях надо особое внимание уделить медицинскому образованию в стране и фармацевтической науке. Мы, например, до сих пор не знаем ответа на вопрос, что такое коронавирус — это природный вирус или искусственно созданный с очень быстрой скоростью мутаций, и ждать ли нам новых «инфекционных волн», чтобы вновь запереть студентов в домах и окончательно перейти на дистанционное обучение. Появляются всё более опасные вирусы и США по всему миру наплодили множество биологических лабораторий, где, очевидно, готовят новые виды оружия массового поражения, более «эффективные, чем бомбы и ракеты. И нет гарантии, что они им не воспользуются, когда станут терять свою мировую власть. Они же испытали атомные бомбы в 1945 году в Хиросиме и в Нагасаки, чтобы устрашить нашу страну. Созданный у нас ядерный щит до сих пор удерживает США от военной агрессии против нашей страны. Для безопасности страны нам надо опередить цивилизованный Запад по разработкам в области биологии, биохимии и фармацевтике.
Нельзя забывать и проблемы гражданского воспитания студентов. Напомню, в начале 20 века в России наступают смутные времена. Российские студенты не только учились, но и бастовали. Террористы увидели в студентах свою радикальную базу. Второй съезд РСДРП принял специальную резолюцию «Об отношении к учащейся молодежи», в которой призывал создавать молодежные организации для борьбы с «ненавистным царизмом». Университеты не только несли знания, но они и раскачивали Российскую империю. Студенческая молодежь помогла большевикам, а потом революция «рассчиталась» с ними.
Еще одна проблема — это эмиграция выпускников ведущих вузов страны. Ежегодно тысячи специалистов уезжают в другие страны. Что бы не говорили, экономическая мотивация в поведении людей часто является преобладающей. Во многих ведущих университетах мира и научных центрах слышна русская речь, наши «мозги» работают на процветание других стран. Когда нет серьезной мотивации то, чтобы заставить систему шевелиться, развиваться придумывают «кнут» в виде набора показателей, которые надо планировать, контролировать, выполнять. Все при деле. Включая вузовскую бюрократию, наконец-то осознавшую как заставить подчиняться и выстроить в ряд творческих работников. Вот и найден смысл управления. Вот почему и качество образования снижается: преподаватели заняты бумажной рутиной и «графоманством».
Но он, этот смысл, совершенно в другом. Мотивацию надо включать и соответствующую среду создать. Наукой и подготовкой специалистов ‒ бакалавров, магистров могут заниматься и способны к этому немногие. Талантливая молодежь должна прийти в вузы. Их не надо погонять показателями. Образование, самореализация — это их жизнь. В такой творческой среде малоспособные не приживутся. Вы делаете сообщение на кафедре, на ученом совете и всем вашим коллегам становится ясно, что вы из себя представляете, что и в каком объеме вы прочитали из последнего, есть ли у вас самостоятельные мысли, обобщения. Подготовка статей, книг, учебников — это естественная потребность творческого и мотивированного человека. Его не надо понукать, страсть самореализации в исследовании и создании нового — это его образ, и его стиль жизни. Не балаганы-шоу-совещания-протоколы, а сосредоточенная научная работа с продуманными и серьезными результатами в виде статей, диссертаций, учебников.
Среду надо создавать соответствующую в вузах, мотивировать талантливую молодежь и через год-другой ситуация в высшей школе начнет улучшаться. Станут восстанавливаться и создаваться научные школы, вернётся престиж ученых и преподавателей. И не надо будет погонять талантливых людей искусственно придуманными показателям. Качество образования станет реально повышаться. Студенты и преподаватели тогда с особым чувством станут отмечать День студенчества, понимая свою востребованность и необходимость для укрепления и развития своей страны.
М.Н. Сидоров
Фото: pobedarf.ru