
Федеральный бюджет был принят с превышением расходов над доходами в ближайшие три года. Для покрытия дефицита бюджета предполагается прибегать к внутренним займам и расширять масштабы выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ). Внутренние заимствования – это распространенный инструмент покрытия дефицита бюджета, но чрезмерно увлекаться им тоже не следует. В бюджете предполагается, что уже с 2024 на погашение накапливаемого внутреннего долга будет расходоваться более 1,5 трлн руб.
Это существенно больше, например, чем расходы федерального бюджета на здравоохранение. Кроме того, отвлечение больших финансовых ресурсов на покупку ОФЗ ограничивает возможности банков и компаний по кредитованию и развитию производства во всех секторах экономики. Ведь если компания купила на какую-то сумму ОФЗ, то она просто ждет погашения и выплаты процентов по облигациям, что является дополнительной нагрузкой на бюджет и сокращает финансовые ресурсы компаний для их вложений в основной капитал.
Нужна мобилизация дополнительных доходов. Для этого надо более тщательно изучать источники доходов по всем ценовым цепочкам, например, на продовольствие: производитель – посредники – торговля. Возьмём простой пример по рыбе. Она сейчас стала стоить дороже мяса. Это явно ненормальная ситуация. И, по всей вероятности, в этом велика «заслуга» многочисленных посредников, так как конечная цена рыбы в несколько раз выше той, по которой её покупают у рыбаков. Второй пример. Много продаем зерна по импорту. Но не совсем понятно, кому и в каком количестве идут вырученные средства. Немало агрохолдингов у нас до сих пор с иностранным участием. Проблема с офшорами, где остаётся немалая часть прибыли, до сих пор не решена.
Для того, чтобы повысить доходы бюджета, надо ввести реальную прогрессивную шкалу налогообложения, как это принято практически во всех странах. Бедные платят меньше, богатые больше. При этом повышаются доходы бюджета, а большинство населения с невысокими доходами имеет возможность покупать то, что им необходимо.
Необходимо сосредотачиваться не только на выпуске ОФЗ, а расширять применение корпоративных облигаций наших компаний. Это надо делать для того, чтобы компании получали средства для своего развития, минуя «разорительные» кредиты под 10 и более процентов, да еще и с залогом. Было бы целесообразно, чтобы ОФЗ покупал Центробанк, при этом уменьшится отвлечение финансовых ресурсов компаний и коммерческих банков от вложений в реальный сектор экономики.
В сегодняшних условиях дополнительные доходы надо прежде всего направлять на нужды обороны и национальной безопасности. Всем нам надо четко понять, что Запад продолжает свои многовековые усилия по ослаблению и разделу России. В бюджете расходы на оборону и национальную безопасность возрастают в ближайшие три года, но при этом по статье «Социальная политика» расходы также увеличиваются. Потребуется поддерживать уровень жизни в новых областях и республиках, включая пенсионное обеспечение и социальные выплаты.
На рост доходов бюджета надо смотреть с общеэкономических позиций. В экономике, как и в физике есть определенные закономерности, которые подтверждаются мировой практикой. Чем выше инвестиции в основной капитал, тем быстрее растет экономика, тем более высокие доходы имеют граждане. Как формируются инвестиции? Мировая практика показывает, что более 60% инвестиций идут с финансового рынка, то есть это фактически кредиты, почти 30% за счет собственного производства и порядка 10% – это государственные инвестиции.
У нас до сих пор только 25% инвестиций идет с финансового рынка, порядка 15% осуществляет государство, а остальные 60% – это собственные средства предприятий. У обрабатывающих производств, таких как машиностроение, легкая промышленность, в силу невысокой рентабельности, собственных средств недостаточно для развития.
Существует Фонд развития промышленности. В текущем году он составляет 50 млрд рублей. Фонд выдает займы по ставке до 3% на 5-7 лет. Профинансировано уже более 700 проектов в машиностроении, электронике. Но это все точечные проекты. Мощную промышленность, которая будет давать большие доходы для бюджета, с помощью этих средств создать трудно. И одновременно в этом году с помощью так называемого бюджетного правила в Фонд национального благосостояния было направлено более 3 трлн рублей. Получается 3 трлн рублей — в резервы, а 50 млрд рублей – на развитие промышленности.
Для получения дополнительных доходов в будущем - надо вкладывать в основной капитал сегодня. Медленный экономический рост обуславливается тем, что доля накопления в валовом продукте у нас порядка 20%, а Китае и Южной Корее – существенно больше 30%. Поэтому для получения дополнительных доходов в бюджет необходимо больше средств вкладывать в основной капитал прежде всего за счет доступных кредитов банковской системы.
Бюджетная политика — основа экономической политики государства. Она эффективна тогда, когда бюджетный комитет в парламенте возглавляет представитель оппозиционной партии. Это обычная практика в Германии, Великобритании и других странах. Хотя эти страны сегодня фактически являются нашими врагами, но у врагов, чтобы их побеждать, надо и учиться. Когда парламентская оппозиция имеет реальные рычаги воздействия на исполнительную власть, то это не только лучший инструмент контроля за правильным формированием доходов и расходов бюджетных средств, их целевым использованием, но и важное средство для борьбы с коррупцией. Обычным также является привлечение к обсуждению проекта бюджета ведущих ученых экономистов. Если эти два условия не соблюдаются, то бюджетные показатели постоянно корректируются при исполнении бюджета.
Стоимостные показатели бюджета не говорят нам о продвижении к тем конкретным целям, которые намечены в государственных программах и национальных проектах. Например, предполагается увеличение расходов на здравоохранение, науку, охрану окружающей среды. Но не известно, сколько новых больниц будет построено, сколько их будет отремонтировано, сколько новых научных лабораторий будет создано, будут ли построены мусоросжигательные заводы и т.д. Деньги, миллионы и миллиарды рублей, но они оторваны от натуры, от материального содержания. Неясно, когда, за сколько лет будет удовлетворена потребность населения в своевременной и высококачественной медицинской помощи, когда будут решены проблемы с мусором. Не видно этапов продвижения к цели. Стоимостные показатели не говорят о том, что будет в натуральном выражении. Инвестиционные программы с объектами есть, но они выполняются обычно, в лучшем случае, на 70-80%, а стоимость сооружения больниц, предприятий непрерывно растет.
Надо так представлять бюджет – например, расходы на здравоохранение с учётом и региональных бюджетов составят 3 трлн рублей. На повышение зарплаты медицинского персонала необходимо столько-то, будет построено и отремонтировано такое-то количество больниц, поликлиник. Но полностью предполагается решить проблему быстрой и качественной медицинской помощи к 2025 году. И так по всем позициям, по всем направлениям экономики и социальной сферы.
Мобилизация дополнительных доходов и чёткое выполнение федеральных и региональных программ развития позволят сбалансировать доходы и расходы бюджетов, повысить благосостояние наших граждан.
Сидоров М.Н.
Фото: pfrgov.ru